Форум » » МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОБАК » Ответить

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОБАК

mizhko: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОБАК. Является крайне важным вопросом в практике ЕС. Обучение собаки — процесс достаточно сложный и неоднозначный. Важный он потому, что именно в процессе обучения закладываются основы для дальнейшего спортивного совершенствования и в конечном счете — для достижения высшей спортивной формы и её реализации. Неоднозначным же данный процесс является потому, что каждая собака обладает своей индивидуальностью и шаблонный подход не всегда уместен. Методика обучения собак тесно опирается на принцип индивидуализации применяемый в ЕС. Главная задача обучения заключается в том, чтобы на данной стадии сформировать необходимую (желаемую) модель поведения собаки которая в последствии позволит ей максимально эффективно выполнять специфическую деятельность (хорошо и стабильно бегать с лыжником, в упряжке и т.д.). Способ обучения может зависеть от предполагаемой в будущем специализации собаки. И в этом смысле обучение сразу может быть специфическим. Но в большинстве случаев (особенно в лыжных, индивидуальных дисциплинах) всё же требуется определенная универсальность от собаки и ряд других качеств основным из которых является умение лидировать. Лидер — стабильно бегущая с необходимой скоростью и приложением тяглового усилия собака, выполняющая данное действие в одиночку или в передней паре упряжки, которой для выполнения данного действия не требуется никаких дополнительных условий (визуальные объекты впереди, определенная трасса и др.) Как мы уже заметили, воспитание таких собак актуально в первую очередь для дисциплин где животному (по умолчанию) необходимо быть лидером. Но лидерство бывает крайне полезным и в ряде других случаев. Например, в составах упряжек при замене лидирующей пары во время гонки. Просто для большего выбора вариантов при формировании команд, в рамках одной упряжки (особенно спринтерской) для индивидуального процесса по воспитанию отдельных физических качеств и т.д. Поэтому, обучение желательно выстраивать таким образом, чтобы как можно большее количество собак было способно к лидированию и чтобы лидерские качества каждого животного в отдельности были проявлены максимально. Итак, рассмотрим основные приемы позволяющие обучать собак. Подводящие упражнения. Довольно часто возникают дискуссии о моменте начала обучения собаки, наиболее приемлемом возрасте и т.д. При этом очень часто смешиваются два понятия: начало тренировок — именно как воспитание физических качеств и начало тренировок — как выработка желаемого типа поведения (т.е. по факту — тренировка психики, психическая подготовка собаки). Безусловно, первое — нужно начинать очень постепенно и осторожно в отношении к возрасту. И здесь достаточно важна и верна часто встречающаяся мысль о том, что иногда лучше немного опоздать (с тренировкой, например — выносливости и силы) чем опередить события. В случае же выработки желаемого типа поведения — опередить события практически невозможно. Поэтому подводящие упражнения можно начинать (в разумных пределах) практически независимо от возраста. И главным действием в этом отношении (т.е. подводящим упражнением к любому обучающему) будет упражнение на выработку положительного отношения к натягу и упражнение на выработку занятия необходимого положения собакой по отношению к спортсмену. По сути это один прием — выработка положительного отношения к натягу. Выполняется данное подводящее упражнение следующим образом, вне тренировочного процесса. Когда собака (по каким-то своим мотивам) натягивает поводок и устремляется вперед, то необходимо подбодрить её достаточно эмоционально, увеличить темп движения и сохраняя небольшой натяг поводка — пробежать от 10 до 50 метров в зависимости от специфики ситуации. После окончания такого отрезка похвалить еще раз показывая желаемость данных действий. Данное простейшее упражнение очень поможет в дальнейшем обучении. Важно, что при данном способе происходит привязка реакции человека к действию собаки, что является важнейшим моментом при обучении. То есть, собаку не заставляют сделать что-либо, а реагируют особенным образом на её действие, показывая его желательность. Разумеется, что такое упражнение можно выполнять только в безопасной обстановке когда для этого есть необходимость и комфортная обстановка для собаки и спортсмена. Далее, познакомимся с основными способами обучения. Обучение в команде «постановкой в упряжку». Является одним из самых простых и довольно традиционных способов. Заключается в том, что необученную собаку ставят в пару (не первую) стабильного и сбеганного состава. При выполнении данного обучающего приема следует соблюдать два простых правила: 1) Не ставить собаку в заведомо более быстрый состав. 2) не ставить собаку на большую дистанцию. Обучение постановкой в упряжку может применяться как тестовое упражнение для всех собак и как способ обучения для собак предполагаемая специализация которых — работа в не лидирующей паре. Индивидуальное обучение в группе. Производится при тренировке нескольких спортсменов и их собак одновременно. Смысл данного обучения заключается в том, что спортсмен с обучаемой собакой использует более опытных спортсменов и их собак как объект для визуальной привязки животного побуждающий его к движению. Этот способ часто применяется для обучения лидеров и собак для индивидуальных дисциплин ЕС. Индивидуальное обучение без группы. Проводится, как правило, на фоне определенного двигательного дефицита, что само по себе является побуждающим мотивом для собаки к движению. Отличается от предыдущего тем, что обучаемая собака не имеет визуальной привязки и лидирует на основе собственных рабочих качеств, хорошей подводящей подготовки и правильному подведению к конкретному тренировочному занятию. Обучение с помощью партнера. Для того чтобы применить данный способ обучения необходима круговая трасса протяженностью от 500 до 1000 метров. Желательно в лесной местности, чтобы её стороны не просматривались. Один человек фиксируется к собаке как в каникроссе и готовится стартовать. Второй убегает или отъезжает на 50-100 метров. После того как убегающий партнер занял статическое положение, человек привязанный к собаке подает ей команду к началу движения (вперед, хайк и т.д). Любое слово обозначающее начало движения и стартует с собакой сохраняя определенный эмоциональный уровень и уровень натянутости потяга. Партнер встречает собаку и активно хвалит. Когда есть ФИЗИЧЕСКИЙ контакт(потрепать, погладить, похвалить) партнера с собакой, 2-3 секунды, все повторяется еще раз. Затем еще. И так пока весь круг не будет пройден.Финиш, производится в точке старта. Через два-три занятия отрезки между убегающим и собакой начинают расти.Затем партнер начинает скрываться из зоны видимости собаки. Но за поворотом, обязательно эмоциональная встреча с тактильным контактом. Занятий через десять, собака выучив круг будет готова преодолеть его полностью. На заключительном занятии с помощником, последний уходит со старта, прячется, собака пробегает весь круг и встречает его на финише. Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев хороший эффект дает сочетание нескольких способов обучение одновременно или вернее сказать умение комбинировать их в рамках небольшого промежутка времени. Важным требованием при применении всех способов является — круговая дистанция короткой (порядка одного километра) протяженности.

Ответов - 2

mizhko: СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Для рассмотрения данного вопроса необходимо обозначить физические качества, воспитание которых будет актуальным в тренировочном процессе. Если, в практике ФКиС у человека обычно выделяют пять физических качеств при физическом воспитании (быстрота, выносливость, сила, координационные способности и гибкость), то в случае с собакой, в основном нас могут интересуют три из них: быстрота, выносливость и сила. Быстрота. Обычно её определяют как скорость латентной реакции. Которое, в свою очередь, влияет на целый комплекс физических возможностей одним из которых является возможность совершения определенного (максимально возможного) количества движений в единицу времени. Если говорить о собаках, то в данном случае будет уместным изначально определить быстроту как именно таким образом, как — возможность совершения определенного (максимально возможного) количества движений в единицу времени. Что в принципе является достаточно важным показателем и является определяющим генетическим фактором на коротких дистанциях для успешного выступления. Специфика работы с быстротой заключается в том, что она практически не поддается воспитанию, то есть на неё практически нельзя воздействовать целенаправленно, при помощи тренировочного процесса. Скоростные возможности собак можно лишь только реализовать, иначе говоря — построить процесс таким образом чтобы он не мешал, а способствовал раскрытию генетического потенциала. Поэтому, быстрота является приоритетным (в порядке очередности тренировки) физическим качеством почти во всех случаях (кроме длинных и сверхдлинных дистанций), а в спринтерских дисциплинах — основополагающим генетическим компонентом. Выносливость. Под выносливостью обычно понимают способность организма противостоять утомлению. Разумеется, что тренировка данного физического качества крайне важна для собаки. Благо, выносливость хорошо поддается воспитанию может быть увеличена достаточно сильно. Хотя разумеется, что генетический предел и здесь будет существовать. Выносливость будет являться профилирующим физическим качеством для собаки участвующей в гонках. Все дисциплины и дистанции ЕС требуют её определенных видов (скоростной, силовой и общей выносливости). Сила. Это способность мышц к преодолению внешнего сопротивления. Силовые способности, также как и выносливость, достаточно хорошо поддаются воспитанию и важны при любой специализации собаки в большей или меньшей мере. Однако, работа над ними производится в достаточно взрослом возрасте, когда животное окрепло и нет особых предпосылок для получения травм опорно-двигательного аппарата (ОДА), ведь именно на него ложиться основная нагрузка при силовых тренировках. Итак, если брать порядок воспитания физических качеств для молодой (до полутора лет) собаки, то можно вывести следующую формулу: быстрота — выносливость — сила попробуем раскрыть её подробнее. Данная формула не должна восприниматься буквально. То есть так, что сначала собака работают только над одним, а потом только над другим качеством. Данная формула лишь показывает степень приоритетности того или иного на ранней стадии развития. И разумеется, что даже отработав микроцикл направленный на раскрытие быстроты, в конце его имеет смысл чуть поработать на выносливость, тем самым чуть подтянув её до определенного уровня. Еще, необходимо сказать о некой относительности понятий. То есть, в практике спортивной тренировки, особенно в таких видах спорта — как ездовой, очень сложно работать только над каким-то одним физическим качеством. При определенных условиях развиваться будет — комплекс. И также заметим, что грань от перехода в тренировке одного к другому очень тонка. Для примера возьмем тренировку скиджорингиста. При его передвижении по одной и той же трассе могут тренироваться различные физические качества собаки. Если лыжник идет по идеально укатанной трассе и активно работает, то тренировка собаки приобретает скоростной оттенок. Если трасса довольно мягкая или плохо укатана (после снегопада или серии снегопадов), то очевидно, что скорость несколько замедляется, но даже для поддержания имеющейся необходимо большее приложение собакой силовых способностей. А если представить, что лыжник встал на такой трассе на параллельные лыжи и не отталкивается палками, то работа собаки приобретает резко выраженную силовую направленность. И в этом отношении тренеру и спортсмену необходимо постоянно следить, что именно он тренирует. Перед тем как перейти к рассмотрению конкретных программ хотим заметить еще одну важную деталь — короткие тренировки на скорость осень тесно связаны с комфортным психологическим состоянием собаки на которое всегда необходимо опираться ибо если оно исчезнет, то достижение высоких результатов будет уже невозможно. Поэтому, данный элемент имеет довольно большое значение в программе. Практически в любой дисциплине и на любом этапе, целесообразно проводить от трех до пяти тренировок в неделю. Если делать меньше, то будет недостаточным воздействие на организм. Если больше, то возможно психическое и физическое переутомление. — На этапе обучения — проводятся три учебных занятия в неделю. С однодневным перерывом между каждым занятием и двухдневным перерывом между третьим и первым. — На этапе первичных тренировок — три тренировочных занятия по такой же схеме. Все занятия имеют короткую, скоростную направленность. — На более продвинутом этапе тренировки молодой собаки и на летне-осеннем этапе общей подготовки. Три тренировки в неделю. Первая — легкая скоростная, вторая — легкая скоростная, третья — тренировка выносливости (умеренно). — Для сформированной взрослой собаки и на этапе специальной подготовки уместны четыре тренировки по схеме. Первая — скоростная, вторая — силовая, третья — скоростная, четвертая — тренировка выносливости. Или, первая — скоростная, вторая — скоростная, третья — силовая, четвертая — тренировка выносливости. Очень важно, что при работе по любому из предложенных вариантов обязательно должно быть два дня отдыха между первой и заключительной тренировкой микроцикла. — Для подготовленных собак специализирующихся в гонках на длинные дистанции, на этапе специальной подготовки возможна схема из пяти тренировочных занятий. Первое — легкое скоростное, второе — силовое, третье — тренировка выносливости (умеренно), четвертое — легкое скоростное, пятое — тренировка выносливости. Возможны отдельные микроциклы и с двумя силовыми занятиями в неделю. На соревновательных же этапах силовые тренировки исключаются полностью и остаются лишь скоростные и тренировки направленные на воспитание выносливости. С преобладанием первого — в спринтерских дисциплинах и преобладанием второго при подготовке к более продолжительным гонкам. (c) Сергей Собов

mizhko: Для обучения собаки по курсу Ездовой службы (ЕС) используются два основных принципа: мотивация и адаптация. Принцип мотивации означает искусственное создание у собаки мотива для выполнения команды. Другими словами, необходимо придумать и поставить собаку в такую ситуацию, чтобы она сама захотела сделать то, чего от неё ждёт хозяин. Мотивация для работы нужна не только щенкам или молодым собакам. Взрослым и тренированным она тоже нужна, ибо у любого рефлекса есть обратная сторона — затухание. Рефлекс максимально быстрого бега без подкрепления стимулом впереди идущей упряжки или снегохода, тоже начинает постепенно затухать. Мотивация нужна даже людям. Принцип адаптации заключается в приспособлении (адаптации) к изменениям условий жизни, а в нашем случае — к плавному повышению нагрузок до пика спортивной формы, а затем к такому же плавному снижению к концу сезона. На начальном этапе обучения мотивация для работы основана на желании домашнего питомца быть рядом с хозяином. При любых передвижениях хозяина, собака будет стремиться следовать за ним. Если в этот момент на собаку одеть шлейку и прицепить небольшой груз, собака, в своём стремлении не отстать от хозяина, начнёт совершать некую работу по перемещению груза. Испытав нагрузку, организм начнёт приспосабливаться к новому состоянию: начнёт укрепляться сердечная мышца, расти лёгкие и грудная клетка, начнёт укрепляться костяк и мышечная масса. Освоив одну минимальную дозу нагрузок, организм получает, вторую, чуть большую дозу, потом третью и т.д. При регулярных занятиях организм собаки, адаптируясь к плавно возрастающим величинам нагрузок, начнёт постепенно увеличивать свои потенциальные возможности, которые ему понадобятся для выживания в новых условиях. Со временем энергетический потенциал собаки вырастет настолько, что её начнёт распирать от энергии. При ограничении свободы движений собаки в этот период она начнёт испытывать сильнейший дискомфорт и, стремясь избавиться от неприятного ощущения, будет искать любую возможность сбросить излишки энергии. Если в качестве такой возможности предложить собаке тренировку, и она обязательно этим воспользуется, но бежать будет только до тех пор, пока уровень её энергетического потенциала не опустится до минимального значения. В состоянии покоя её поведение будет определяться уже другими мотивациями: охотничьей, пищевой, половой или какой-либо ещё. Другими словами, на следующем этапе ЕС при подготовке к соревнованиям мотивом для работы собаки становится уже не желание быть рядом с «папкой», а избыток энергии. И чем выше будет её энергетический потенциал, тем быстрее и дольше она будет бежать. Чтобы собака пробежала всю дистанцию, её потенциал должен быть таким, чтобы она не успела израсходовать его до самого финиша. Потенциал собаки, хозяин которой намерен победить на этой дистанции, должен быть в разы выше. Практика показывает, на коротких дистанциях побеждают те собаки, которые на тренировках пробегают двух- или даже трёхкратное расстояние. Таким образом, первичной мотивацией для работы молодой необученной собаки будет желание быть рядом с хозяином, а вторичной – избыток энергии, выработанный организмом в процессе тренировок. В отличие от большинства видов дрессировки, в которых используется два стимула – положительное и отрицательное подкрепления («кнут» и «пряник») в ЕС применяется только «пряник». Это объясняется её спецификой ЕС: Любое отрицательное подкрепление, применяемое к собакам для пресечения нежелательных действий, является негуманным и не одобряется обществом, представители которого присутствует на соревнованиях в качестве зрителей; Некоторые виды отрицательного подкрепления, такие как наказание хлыстом, которые можно трактовать как жестокое обращение с животным, прямо запрещены правилами соревнований. Но основная причина заключается в неэффективности использования отрицательного подкрепления в ЕС, поскольку его действие является кратковременным: при постоянном использовании хлыста для стимуляции активной работы упряжки рано или поздно наступает адаптация организма к болевым ощущениям и скорость всё равно падает. Чаще всего использование хлыста практикуется неопытными каюрами, как следствие непонимания общих теоретических основ тренировок собак или тактических просчётов при составлении планов подготовки собак к конкретным соревнованиям. Собаки, которых постоянно бьют, пугаются любого шороха и при любом приближении каюра, принимают позу подчинения а любая жестикуляция принимается за попытку наказания. Все эти признаки хорошо заметны зрителю, от чего страдает общий имидж ЕС как вида спорта. Цикличность В начале спортивного сезона собака выводится из состояния покоя тренировками в щадящем режиме и с помощью плавно увеличивающихся нагрузок, доводится до пика формы к самому значимому соревнованию, а затем также плавно происходит снижение нагрузок почти до нулевого уровня к концу мая, поскольку летом из-за высоких температур полноценные тренировки практически невозможны. В спортивной терминологии этот период называется макроциклом. Макроцикл состоит из серии мезоциклов. Начальный мезоцикл – период с начала тренировок ранней осенью до ближайшего промежуточного соревнования. Остальные мезоциклы длятся от предыдущего промежуточного соревнования до последующего. Каждый мезоцикл частично повторяет действия предыдущего, но на более высоком энергетическом уровне. Мезоцикл состоит из серии микроциклов — семидневных периодов, совпадающих с недельным циклом жизнедеятельности человека. Каждый последующий микроцикл частично повторяет действия предыдущего, но на чуть более высоком уровне нагрузок. Таким образом, принцип цикличности обеспечивает плавную адаптацию организма собак к максимально возможным нагрузкам пика спортивной формы, необходимым для победы в самом значимом спортивном соревновании. Нагрузки пиковой формы означают работу организма на износ. Соответственно, наивысшие результаты собака не сможет показывать в течение длительного времени. Учитывая, этот фактор планы нагрузок макроцикла необходимо составлять таким образом, чтобы к пиковой форме собака приходила примерно за несколько дней или за неделю до старта в самом значимом соревновании. Специализация На первом этапе превалируют упражнения обще-физической подготовки, необходимые для максимального увеличения энергетического потенциала собаки, на втором – узко специализированные упражнения, направленные на достижение конкретных результатов. (с)Ринат Хабибулин



полная версия страницы